Данная статья является заключительной статьёй цикла – «Начини своё дело». В рамках этого цикла вышли следующие статьи:
1) Выбор ниши, подбор команды (определение сферы деятельности предприятия)
4) Открытие банковского счёта (выбираем банк на выгодных для себя условиях)
5) Рекламируемся и привлекаем первых клиентов. (как привлечь клиентов?)
Всё идёт просто замечательно, у вас уже есть своё предприятие, есть печать есть расчётный счёт, есть поставщики, есть команда, есть идея, но пока нет клиентов.
Запомните – без клиентов бизнес невозможен, какой смысл в вашей работе, если ваш товар/услугу никто не покупает?
Соответственно сегодняшняя моя статья посвящена привлечению клиентов.
Говорят, что сложно привлечь первых клиентов – это на самом деле бред! Первых привлечь не сложно, побольше креатива, драйва и клиент придёт, сложно качественно обработать первых клиентов, причин масса – нет опыта, навыка товары не те (ещё нет наработанной практики). Клиент он как рыба и при привлечении его надо помнить цитату Дейла Карнеги – «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба».
Ну что давайте экспериментировать на кошках?
Самое главное в привлечении клиента – составить его портрет, вы должны понимать кто ваш потенциальный клиент и что ему от вас надо, так вы поймете, чем привлечь клиента и как качественно его обслужить!
При привлечении первых клиентов рекомендуют сделать вывеску и написать – «Мы открылись». Не стоит этого делать, так как это уже всем приелось, это попсово, в этом нет креатива и жизни. Вам надо вызывать эмоции, помните в главе про мемы я писал, что мем подкреплённый эмоциями будет формировать ваше мышление многие годы. Так вызовите эту эмоцию, не пишите «мы открылись», пишите – «мы лучшие». Или как владелец этого «ведра» напишите – «SEX».
Смотрите – Магазин электроники «Электросити» Мы открылись! Предлагаем широкий ассортимент товаров по доступным ценам! Только у нас распродажа чайников скидка 50 процентов!
Ну и где здесь креатив? Где драйв – всё серо и стандартно, в пору в покойницкую уносить… Совок эхо!
Сравниваем – Магазин электроники «Электросити» SEX Вам интересно, причём здесь секс? – милые дамы купите чайник и пригласите друга на чай!
Что вы уже покраснели, это не работает, автор идиот… Конечно, но вспомните Евгения Чичваркина (основатель Евросети) помните их рекламный слоган? – «Евросеть, цены просто ох*еть!» и народ пёр и слоган до сих пор на слуху! Всё убедил я вас? Вы не привлечёте много покупателей, если у вас не будет своей фишки!
Готов поспорить, что такого рода рекламную акцию будут обсуждать в каком-нибудь мухосранске следующие пару месяцев, возможно, это будет событие года! Кстати я на блоге писал в статье про критику с практическим примером сколько посетителей дало блогу его обсуждение… Поверьте магазину это не повредит. Запомните – обсуждают – значит, вы интересны, вы интересны – значит к вам придут!
Выше я писал – сложно обработать первых клиентов!
Вот всё что угодно делайте, но первых клиентов надо обслужить так чтобы они говорили про вас минимум год, как вы это сделайте – я не знаю!
По статистике если клиент остался доволен он расскажет об этом не больше чем 3м людям, но если он остался недоволен, то минимум 20 человек узнают об этом. Выгодно ли работать плохо? Думаю, нет!
Как обслужить клиента, чтобы он остался доволен я обязательно расскажу на страницах своего блога.
Замечательно с вывеской мы определились, но одной вывеской сыть не будешь, ну в смысле много клиентов не привлечёшь!
Где и как лучше рекламироваться?
Вариантов как рекламировать новое предприятие множество, другое дело, что не все они сработают для привлечения клиентов, ну например интернет магазин сарафанным радио вы раскручивать будите до скончания века, ровно как сервис по ремонту компьютеров почти бесполезно раскручивать через интернет (у потенциального клиента компьютер сломался, он не может зайти в интернет). Так что прежде чем давать рекламу проведите такого рода анализ.
Рекламный ролик должен соответствовать следующим критериям:
1) Ролик не должен раздражать (вызывать негативные эмоции)!
2) Ролик должен быть кратким, разборчивым и доступным!
3) Ролик должен располагать к себе и вызывать живой интерес.
4) В ролике не должно быть грамматических ошибок, и желательно избегать смысловых ошибок и неоднозначностей (можно просто не увидеть смысловую ошибку), например, вспоминается ролик из программы магазин на диване. Рекламировалась швабра для мытья полов. Фраза, которой пытались привлечь покупателя, звучит так: «вы все еще используете тряпку и грязную воду…..» Лично я сразу на автомате добавил – «попробуйте поменять воду!».
5) Реклама должна иметь целевую аудиторию и «бить в больное место». Согласитесь, салон красоты не будет посещать человек питающийся бич пакетами. Надо подбирать время и место именно так чтобы ролик видела именно ваша целевая аудитория.
6) Ролик должен быть современным, очень занятно бывает видеть (и слышать) ролики про давно окончившуюся рекламную компанию. Снимайте рекламу с ротации своевременно, и меняйте баннеры сразу после окончания акции.
Следующий вопрос, где размещать рекламу?
Тут вариантов на самом деле много, но не все они эффективны, важно понимать, что всякая реклама имеет целевую аудиторию, и не всякая реклама поможет вам привлечь клиентов!
Какие у вас есть варианты для привлечения клиентов?
Самый популярный и всем доступный вариант рекламы – вывеска, но проблема в том, что вывеска одна и она непосредственно на точке, и как я уже писал выше – одной вывеской сыт не будешь!
Следующий вариант (он, вероятно, он самый старый, точно чуть старше, чем вывеска, так как речь появилась раньше письма) – сарафанное радио, как показала практика моего сервисного центра данный вариант рекламы самый эффективный, но чтобы запустить в работу этот вариант рекламы вам потребуется качественно обслуживать клиентов.
Третий вариант – печатные издания, тут всё тривиально, газеты с рекламой, справочники, буклеты. Лавный плюс подобного рода изданий – они обладают памятью. Такого рода объявление может сработать и через годы.
Четвёртый вариант – наружная реклама, всякого рода билборды, растяжки и прочее, но лично я, ни разу не воспользовался рекламой с билборда, другое дело, что на уровне подсознания она запоминается, и если вы в позже увидите такую картинку, то возможно вы зайдёте (помните, когда по ТВ запретили рекламировать водку во всю шла реклама минералки русский стандарт, такую минералку невозможно было купить, зато была водка с аналогичным названием).
Пятый вариант – телевидение, но тут важно понимать, что бюджет рекламы даже по местному ТВ от 5000 рублей минута, если говорить про федеральные каналы там речь идёт уже о миллионах. Не думаю, что для большинства бизнесов (кроме разве что широкодоступной пищевики и дешёвой одежды).
Шестой вариант – радио, это гораздо дешевле чем ТВ, но и эффективность ниже (нет зрительного образа и сложнее вызвать эмоции, соответственно нет запоминания, ну и лично я, ни разу не видел, чтобы после рекламы на радио кто, то взял и записал телефон из рекламного ролика)
Седьмой вариант – интернет, тут комментарии излишни, но важно понимать, что только специалист в области рекламы в интернет сможет грамотно и малозатратно провести рекламную компанию.
Например, я пытался рекламировать группу вконтакте их рекламой, потратил около 10 000 рублей и получил 300 подписчиков – таким образом, один подписчик стоил мне 300 рублей, после обращения к спецам я получил 1000 подписчиков за 4200р (они купили рекламу в тематических группах, а я купил рекламный баннер слева).
Восьмой вариант – флаера, визитки и прочий разносно — раздаточный материал, на мой взгляд, это второй по эффективности вариант. Визитки и флаера так же обладают памятью, если флаер вручен человеку лично и к этому добавлена пара слов то есть большая вероятность что человек флаер сохранит, а если на флаере будет скидочный купон, то почти вероятно, что человек сохранит данный рекламный материал
Девятый вариант – сувениры, например, у нас сервисный центр дарил магниты на холодильник клиентам, в итоге почти всегда клиенты при повторении проблем с компьютером обращались повторно.
Десятый вариант – всё то, что вы придумайте… но важно, чтобы это было новым и свежим…
Важно понимать что клиенты бывают, большие и толстые (я не про вес я про корпоративных клиентов, они характеризуются оплатой по безналу и объёмом покупок), и тощие и мелкие (это физлица, и меленькие разовые заказчики)
Помните, что тощий клиент (физлицо) может оказаться представителем или работником крупной организации, и если он останется доволен, то есть вероятность что вашу фирму рекомендуют для работы уже крупному клиенту, так например мой сервисный центр начал обслуживать мировой суд и санэпидемстанцию.
И ещё важно понимать – является ваш клиент конечным потребителем или нет? Так как если он приобретает товар для перепродажи и использует в работе НДС, а вы работайте на упрошённом налоговом режиме то вы плохой партнёр и скоро вас заменят.
Господа, этой статьёй я заканчиваю цикл публикаций на тему – Начни своё дело.
Скоро мной будет выпущена книга – деньги и всё о них, для того чтобы оперативно узнать о её выходе подпишитесь на обновления блога.
С уважением, Николай Танкушин
Очень интересно читать Ваши статьи, подскажите, на начальном этапе работы с юр. Лицами как они рассчитывались с Вами? Неужели рассчетный счет уже был? Есть ли альтернативы? Заранее спасибо, очень важен ответ
Расчётный счёт открывается сразу-же пока свежие выписки из ЕГРЮЛ и статистики.
Есть интересные советы, особенно насчет бесплатной информации. Тоже занимаюсь интернет-маркетингом. А что вы думаете про сервисы удержания клиентов, типа pozvonim.com или подобные? Могут ли они помочь привлечь клиентов?
Андрей, возможно могут. надо тестировать.
первоначально при открытии можно заманить покупателей скидкой,чтобы приобрели больше товаров.
Также отлично работает для привлечения клиентов кросс-промо. Найти партнеров для совместной рекламной кампании можно на портале Ассоциации Ко-Маркетинга